3918

Для того, чтобы сделать эффективный и правильный сайт, заказчик и исполнитель должны понимать, что они получат по итогу разработки. Для этого было придумано понятие «Техническое задание». Главная цель технического задания: убедиться, что клиент и исполнитель правильно поняли друг друга.

На самом деле, ТЗ может составить кто угодно. «Необходим сайт для клиники стоматологии» - по сути, это уже некое задание. Но поймёт ли правильно его исполнитель и сможет ли сделать приносящий деньги ресурс? Думаем, что нет.

Хорошее ТЗ всегда составляет исполнитель: как, правило, проект-менеджер. Очевидно, что веб-разработчик понимает в создании сайтов больше, чем владелец кафе или стоматологической клиники. А дизайнер понимает больше в трендах шрифтов и цветов. А SEO’шник съел собаку на продвижении. Но ни тот, ни другой, не третий не смогут единолично составить такое задание, которое поймёт каждый из них в отдельности. Они не видят весь проект целиком, как менеджер и непосредственный заказчик.

Проблема технического задания в том, что простой текст, описывающий структуру сайта, его функционал и прочее – зачастую для заказчика является просто бумажкой, в которой он ничего не понимает. Именно поэтому, в студии Pushkin мы отходим от стандартного представления ТЗ в пользу визуальных прототипов.

Прототип – это СТРУКТУРНОЕ отображение элементов сайта. В нём не отображаются шрифты, цвета, формы будущего проекта.

Задача прототипа – показать заказчику, какие элементы на каких страницах сайта будут использоваться и в каком порядке (зачастую, есть требования, например, продвижения сайта, когда тот или иной блок нужно разместить именно в том месте, где предполагается и никак иначе).

На выходе заказчик получает шаблоны страниц и он еще до начала разработки будет понимать, что ему примерно ждать от студии.

Как правило, не все студии в Рязани используют такой подход, оставаясь приверженцами стандартного технического задания. По сути, заказчик покупает «кота в мешке», заказывая проект. Отсюда недовольства, разбирательства и потраченные нервы.

Другая часть студий разрабатывают прототип уже после подписания договора. С одной стороны, это логично, они защищают своё потраченное время (а разработка прототипа – это огромное количество времени всей команды: анализ конкурентов, подгонка под seo-требования и прочее), с другой стороны – вообще непонятно, каким образом тогда они осмечивают свои проекты :) Ведь именно визуальное понимание проекта спасает от неверной оценки.

В студии Pushkin прототип вы получаете еще до подписания договора. Мы не берём за него никаких денег (и тем более, не подписываем никаких предварительных договоров), надеясь только на добропорядочность заказчиков.

В 99% случаев заказчики видят эту открытость и понимают, что мы действительно крутые ребята и понимаем, как сделать из сайта проект мечты. Но, к сожалению, есть оставшийся 1%, которые месяцами мурыжат прототип и всю команду разработчиков (приговаривая при этом «да ребят, не парьтесь, все свои, никто не кинет вас, мы точно будем с вами работать»), затем пропадают на полгода-год, а потом выкатывают сайт на основе «брошенного» прототипа.

И ладно бы делали они это хорошо, нам ведь и не жалко вовсе (хотя врём, немного, конечно, обидно), но так, как правило, люди, которые занимаются такими «тёмными делишками» отдают потом прототип безруким дизайнерам. И по итогу отличная структура, готовая стать проектом мечты, становится просто унылым дерьмом.

Далеко ходить не нужно. На эту статью натолкнул довольно большой и известный в Рязани «Рязанский шпалопропиточный завод», с которым было проведено около 5 встреч, написаны десятки писем с целью получения идеального прототипа. Они изначально знали цену проекта, поэтому мы не ждали чего-то неожиданного и плохого. Затем, как вы уже поняли они пропадают.

Давайте посмотрим на тот прототип, который мы им предлагали (обращаем внимание, что мы не смотрим на цвета, шрифты и прочее, только на структуру). Идея была в том, чтобы создать яркий лонг-рид сайт с минимумом текста. Имиджевая визитка для России и других стран мира, если вам так удобнее.

Первым делом мы сделали прототип в стандартном черно-белом варианте. Но по ооочень большой просьбе заказчиков мы перевели его в цвет, для большей наглядности.

А вот, что по итогу сделали они:

По факту, даже прототип выглядит аккуратнее, чем эта мазня. Полностью убита идея, полностью не передана идея проекта. А всё почему? Потому что дизайном по прототипу занимался исполнитель, до которого заказчик просто-напросто не сможет донести верно всю информацию. Исполнитель имеет на руках прототип:

Ему не надо запариваться над чем либо, ведь есть готовая структура!

Прототип – это мега-крутой продукт как само явление. Но он – не панацея от всех бед. Без слаженной команды из дизайнера, разработчика, сеошника, верстальщика, проект-менеджера и многих-многих других, он (прототип) превращается просто в ничто.

Идеальная схема работа

Исходя из вышенаписанного, мы вывели для себя идеальную схему работы, по которой работали, работаем и будем работать в ближайшем обозримом будущем:

  • Встреча, выявление потребностей клиента.
  • Называем примерную «вилку» цены (делаем только для того, чтобы не тратить время заказчика, который собирался сделать сайт за цену X, а через месяц переговоров получит цену X*4)
  • Если вилка устраивает, разрабатываем прототип. Далее – встречи, доведение прототипа до идеала.
  • Только на этом этапе – точное осмечивание. После этого шага цена уже не изменится ни в большую, ни в меньшую сторону.
  • Подписываем договор.
  • А далее разработка. Но это – уже совсем другая история…

Подведём итоги

Хотите понимать, как будет выглядеть ваш сайт, но никогда не сталкивались с этим? Приезжайте к нам.

Мы всегда повторяем всем одно и то же: час общения с нами – это самое ценное, что вы вообще смогли бы узнать за десятки часов сёрфинга в интернете. Мы говорим правду и только правду. У нас нет клиентов – у нас есть партнёры, друзья, коллеги.

А в конце нашего рассказа мы решили показать вам два примера идеальной работы, когда прототип принят с первого раза, заказчик не вмешивался в работу дизайнера и в итоге все остались довольны!

Первый пример - сайт юридической компании «Банкротим».

Второй пример - сайт ресторана Варенье.